В конце XIX – начале XX века писателей очень вдохновляла Алупка, здесь любили бывать И.А. Бунин, В.Г. Короленко, В.Я. Брюсов, В.В. Набоков, К.И. Чуковский. «Некоторое время Алупка переживала затишье, а сегодня у нас в гостях замечательный писатель современности Мария Очаковская, которая часто приезжает в Алупку, чтобы в тиши ткать запутанную нить своих захватывающих детективных историй», — отметила в приветственном слове научный сотрудник Воронцовского дворца-музея Надежда Ковалевская.

В «Художественной галерее Воронцовского дворца» состоялась творческая встреча с автором современных детективных романов, в которых предметы искусства оказывают влияние на ход событий и судьбы людей, Марией Анатольевной Очаковской. Встреча необычная, поскольку не презентует, но предваряет выход книги, посвященной удивительному человеку с удивительной судьбой, полностью посвятившему себя сцене, артисту балета и балетмейстеру Мариусу Петипа.

«Для меня большая честь быть здесь», — начала своё выступление Мария Анатольевна. Сюжет книги, которая планируется к выходу в конце лета, построен в театральных декорациях и посвящен 200-летию со дня рождения Мариуса Ивановича Петипа.

С детства Мариус не любил хореографию, но по семейной традиции занимался танцами. Не желая оставаться в тени старшего брата, он уезжает на юг Франции, а затем по приглашению в Мадрид, где живет и работает в течение трех лет. По возвращении в Париж Мариусу Петипа поступает неожиданное предложение из императорского балетного дома Санкт-Петербурга и он уезжает в Россию, где его ждет успех и призвание. Он так и не выучил русский язык, но совершенно не смущался этого, поскольку и в балетном, и светском мире современной ему эпохи общение проходило именно на французском языке, не считая того, что все балетные понятия происходят от французских.

С приездом в Россию Мариус Петипа быстро получает наивысший статус в балете – становится премьером и начинает создавать свои постановки. Публика с радостью принимает Петипа, он всегда ратует за драматическую составляющую балета и со временем возникает даже «фирменный стиль Петипа». Самые знаковые его постановки – «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро». Музыка в то время была второстепенной в балете и шла, скорее, неким обрамлением. Поэтому, когда Мариус в 1889 году обратился к П.И. Чайковскому с предложением написать музыку к балету «Спящая красавица», великий композитор согласился на это отнюдь не сразу. Однако в союзе балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа, композитора Петра Ильича Чайковского и директора императорских театров Ивана Александровича Всеволожского «Спящая красавица» стала знаковой постановкой, мировым шедевром классического балета, а позже и основой современных балетных фигур.

Мариус Петипа жил и работал при четырех Российских Императорах, за это время поставил 60 спектаклей и, дожив до почтенных 92 лет родил 9 детей. Его имя неразрывно связано и с историей Крыма – он часто отдыхал в Гурзуфе, где и почил с миром 14 июля 1910 года на 93 году жизни. По завещанию, его прах был перевезен в Санкт-Петербург, поскольку Мариус Иванович Петипа считал себя исконно русским и даже дерзнул просить российского подданства.

Книга Марии Очаковской получилась весьма театрально-балетной, а центральное место занимает великий Мариус Петипа, подаривший миру «Спящую красавицу».