Впервые в Крыму при поддержке Министерства культуры Российской Федерации прошло грандиозное по своему значению и масштабу мероприятие — Первый Международный «Евразийский фестиваль высокой классики». Целью его проведения является популяризация среди жителей и гостей Крыма классической музыки, укрепление творческих связей представителей музыкального направления из регионов РФ и стран за ее пределами, а также возрождение фестивальных традиций и развитие событийного туризма на полуострове. Фестиваль продлился 6 дней, с двадцать четвертого по двадцать девятое августа, оригинальность задумки устроителей состоит в том, что каждый новый фестивальный день будет выбирать себе свою площадку, которая и сама по себе представляет большой культурный и исторический интерес. Обширная программа включала в себя шесть дней, и каждый день фестиваля слушателям была представлен новый репертуар.

Организатором фестиваля выступила Крымская филармония. Камерный оркестр Крымской государственной филармонии завоевал статус одного из самых востребованных коллективов Республики Крым, а его дирижер Денис Карлов стал идейным вдохновителем и организатором Первого Международного «Евразийского фестиваля высокой классики»

«Каждый из шести фестивальных дней – это фейерверк событий, – уверен Карлов. – Во-первых, площадки уникальные, а во-вторых – музыканты, которые на них выступают».

Сразу несколько исторических и культурных мест Крыма стали площадками, где прозвучали звуки классической музыки. Уникальность площадок, где проводился фестиваль, дополнил и именитый состав участников, которые съехались в Крым из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на Дону. А также из стран Китая, Италии, Южной Кореи и Казахстана. Настоящим подарком для гостей фестиваля стало выступление Вячеслава Васильева, лучшего оперного солиста Мариинского театра. Удивили чистотой исполнения и красотой звуков солисты-инструменталисты из России: Ольга Пятницких (сопрано), Глеб Степанов (виолончель), Рустам Комачков (виолончель). В числе участников фестиваля, прибывших из-за рубежа: Янина Яцевская (сопрано, Италия), Артемий Нагий (тенор, Италия), Ван Вэйци (тенор, Китай), Хи Юн Рио (скрипка, Южная Корея) и другие не менее талантливые артисты. От принимающей стороны гостей фестиваля порадовало выступление Камерного оркестра под руководством его главного дирижера — Дениса Карлова, а также лауреата международных конкурсов Анны Глушко (сопрано).

Как отметил художественный руководитель фестиваля Денис Карлов: — За последние десятилетия проекты подобного масштаба никогда не проводились, наш фестиваль будет идти даже по мировым меркам шесть дней это большой, крупный фестиваль. Большая, колоссальная сейчас нагрузка на оркестре, потому что с разными солистами, с совершенно разными программами будет играть оркестр один.

Двадцать четвертого августа в Симферополе состоялось открытие фестиваля. Гости наслаждались «Высокой классикой» в Симферопольском художественном музее. Само здание, расположившее в себе старинную художественную галерею, представляет архитектурную и культурно-историческую ценность, оно было построено в 1913 году к 300-летию дома Романовых. Приветственное слово к открытию фестиваля сказала министр культуры Республики Крым Арина Новосельская.

«В день открытия было максимальное представительство исполнителей на одной сцене, – отметил Карлов. – В целом каждый день программа фестиваля разная и масштабная».

Открывал фестиваль лучший оперный солист Мариинского театра Вячеслав Васильев. Вячеслав временно приостановил свою работу в труппе, чтобы не пропустить, как он сам сказал, уникальное событие в Крыму и на нём удивить зрителей своим баритоном. Ну, и конечно, чтобы сам полуостров посмотреть. Республика сейчас активно развивается в качестве площадки для высокой классики. Это признают и иностранные артисты. Китайский тенор Ван Вэйц, на полуостров прилетел из Пекина. И уже успел оценить все прелести полуострова.

Больше других перед выступлением переживала солистка Ростовского музыкального театра Ольга Пятницких. Чтобы порадовать крымского слушателя, она решилась на то, что до этого не делала никогда. Впервые Ольга исполняет арию главной героини из оперы «Джоконда» Понкьелли. Композиция сложная. Славится своим трагизмом и страстностью.

Прозвучал и «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти. Это одна из самых блистательных комических опер композитора, которая удерживает на себе пристальное внимание слушателей уже более сто пятьдесят лет и давно стала основой золотого фонда оперной классики.

На открытии фестиваля мероприятие собрало более двухсот человек. Многим мест не хватило, и работники музея приносили стулья из своих кабинетов.

Второй фестивальный день, двадцать пятого августа прошел в гостеприимных стенах Воронцовского дворца в Алупке, где на территории знаменитого дворика прозвучали звуки классической музыки.

Открыл вечер директор Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника Александр Балинченко, отметив важность музыкальных вечеров, как неотъемлемую часть культурной жизни, объединяющую людей, делая их лучше и утонченней.

В первом отделении прозвучал «Концерт для виолончели» Й. Гайдна и «Анданте-Ноктюрн» П. Чайковского в сольном исполнении Лауреата Международных конкурсов Глеба Степанова, «Ария Клеопатры» Г. Гендля в исполнении великолепной гостьи из Ростова-на-Дону Ольги Пятницких.

После непродолжительного антракта Заслуженный артист России Атилла Мюрган виртуозно исполнил «Концерт для скрипки с оркестром» и «Каприсы для скрипки» Н. Паганини, а также «Порги и Бесс» И. Фролова.

Солистка ростовского театра оперы и балета Ольга Пятницких побаловала зрителя великолепным сопрано, исполнив «Колыбельную Клары» из оперы «Поги и Бесс» Дж. Гершвина и «Бразильскую бахиану #5″ Вилла-Лобоса.

На третий день, двадцать шестого августа гостей пригласили в комплекс Зынджырлы-медресе Бахчисарайского историко-культурного музея-заповедника.

В четвертый день, двадцать седьмого августа участников и гостей ждал самый необычный фестивальный вечер в Мраморной пещере. Впервые в истории Крыма под сводами одной из самых красивых пещер мира прошло столь эстетическое событие.

Артисты оркестра заранее готовились к концерту в Мраморных пещерах, поэтому двадцать первого июля на глубине сорока метров, состоялась генеральная репетиция фестиваля. Музыканты признались, что прежде они никогда не играли в подобных локациях.

«Это уникальное место, здесь шикарная акустика. Можно отойти на сто пятьдесят метров от музыкантов, а острие звука будет таким же, поменяется только акустические свойства, — делится эмоциями Денис Карлов, главный дирижер Крымской филармонии. — Правда, все инструменты, не расчехляя, надо занести в пещеру за полчаса-час до концерта, чтоб они привыкли к температуре помещения».

На открытии уникального концерта организаторам и первым зрителям был зачитан приветственный адрес министра культуры Крыма Арины Новосельской, где акцентировано, что новый проект является свидетельством открытости многонациональной культуры Крыма, восприимчивости к творческим поискам и желания сделать мир вокруг нас интересным, ярким и удивительным, ведь музыка не только сближает народы и культуры, учит идеалам добра, любви и гармонии, но и ее язык понятен миллионам людей, независимо от их национальности и вероисповедания.

Также, по мнению Арины Новосельской, концертные сезоны классической музыки на нестандартных концертных площадках полуострова, которые удивительны по своим акустическим характеристикам, несомненно, направлены на популяризацию культурно-событийного туризма.

У жителей Крыма двадцать седьмого августа была прекрасная возможность не только услышать шедевры классической музыки, но и приятно «охладиться», что особенно актуально в жаркий летний сезон. Температура под землей не превышает девять градусов тепла, поэтому, любители классики захватили с собой пуховики. Впрочем, в пещере Мраморная для туристов уже с десяток лет организован прокат теплых штурмовок.

В пещере был аншлаг — собралось порядка двухсот человек, не считая журналистов и телеоператоров, притом, что сидячих мест изначально запланировано было только сто двадцать. Чтобы вместить всех желающих, с поверхности вниз занесли все стулья, которые только были в кафе на входе в пещеру.

Ван Вэйци, тенор из Китая, исполнил национальную духовную песню. Проникновенно исполнил, в зале была гробовая тишина во время пения, и оглушительные аплодисменты после.  Также была мастерски исполнена композиция «В пещере горного короля» из сюиты Эдварда Грига.  Как потом отметили журналисты –это тот случай, когда замысел и ритм произведения в точности подходит окружающему пространству, где его играют.

В пятый день, двадцать восьмого августа свои двери для участников и гостей фестиваля вновь распахнул Воронцовский дворец. И опять под кроной старинного платана бархатная южнобережная ночь соединилась со звуками музыки, подтверждая, что классика не нуждается в переводе и когда она звучит, то все говорят на одном языке. Посетители имели прекрасную возможность услышать шедевры классической музыки в непревзойденной атмосфере музея-заповедника.

И наконец, шестой завершающий день прошел двадцать девятого августа в Севастополе и запомнился гостям фестиваля не только живыми звуками классики, но и живописностью развалин древнего и поныне красивого города Херсонес.

Завершился фестиваль в уютном дворике у фонтана Херсонесского музея, в Византийском дворике, где зрители долгими аплодисментами благодарили артистов за выступления.

Несколько сот зрителей собрались в центре знаменитого заповедника, чтобы услышать классические произведения в исполнении российских артистов, а также представителей Италии, Китая и Кореи. Музыкантам вручили цветы и грамоты от Министерства культуры Крыма.

 

 

Вика Марченко