Именно эта крылатая фраза стала лейтмотивом к идее постановки оперы В.А.Моцарта «Директор театра», о премьере которой мы будем разговаривать с постановщиками спектакля.

Это уже вторая постановка оперного спектакля в Крыму. Первой  была «Служанка-госпожа» Дж.Перголези, прошедшая с невероятным успехом, получившая специальный приз на национальной оперной премии «Онегин» (г.Санкт-Петербург). Хочется заметить, что этот новый для полуострова жанр, был принят с большим энтузиазмом. Все премьерные спектакли прошли с аншлагом и вызвали много благодарных эмоций у зрителя.

На этот раз художественный руководитель и главный дирижер Камерного оркестра Крымской государственной филармонии Денис Карлов, он же и дирижер-постановщик спектаклей, обратился к знаменитой, комедийной опере-зингшпилю. Ну конечно, славящаяся своими тонкими, ироничными диалогами, в сочетании со сложнейшими виртуозными ариями, опера В.А.Моцарта, не могла остаться без внимания дирижера:

Во-первых, опера «Директор театра» — это одно из выдающихся произведений Вольфганга Амадея Моцарта, которое приобрело известность и популярность во всем мире, и исполняется уже на протяжении практически 300 лет

Во-вторых, это одноактный зингшпиль-опера. Она идет одно действие — это один час. Потом, построение либретто и композиция самой оперы предполагает наличие достаточно широкого драматического действия. В первой части работают актеры практически без музыки, только с музыкальными номерами, которые мы сделали, включив туда, опять же, произведения Моцарта. А другая часть это уже традиционная опера, где  звучат арии, дуэты, терцет и т.д…

Драматические актеры — солисты Крымской филармонии — прекрасно справились с этой сложной задачей, и показали высокое мастерство игры и исполнения сложных вокальных партий.  — —

— Почему именно «Директор театра»?

— Потому, что в Крыму на сегодняшний день нет ни  театра оперы и балета , ни камерного музыкального театра. И как вы уже догадались, по сюжету оперы директор театра набирает труппу, так вот и я в будущем очень надеюсь примерить сценический образ в реальной жизни. Ну а чтобы все-таки создать такой театр, прежде всего необходимо подготовить слушателя и  показать, что желающих ходить на оперные спектакли очень много, и этот жанр в Крыму очень востребован, — говорит Денис Карлов.

— Что любопытно, художественный руководитель, он же дирижер оркестра, также выступил в этом спектакле в роли драматического актера комедийного образа — директора театра Франка.

— Это был незабываемый опыт. Для меня вообще это был первый театральный опыт такого формата. А здесь еще все это нужно было совместить с общей организацией  процесса, управлением оркестра и музыкальной составляющей. Да, было не просто, но как ни странно после нескольких репетиций проснулось вдохновение и я стал себя чувствовать как «рыба в воде». И, конечно, не обошлось без ценных рекомендаций и продуманной работы режиссера нашей оперы — Светланы Соболь.

Выпускница РАТИ Гитис, преподаватель кафедры режиссуры института культуры и искусства РК, обладающая многолетним опытом работы режиссером-постановщиком, Светлана рассказывает об особенностях постановки и определенными сложностями с которыми ей пришлось столкнуться:

— К великому счастью должна сказать, что творческие сложности обошли нас стороной. Все артисты работали на одну задачу и максимально проявляли себя именно с творческой стороны. Эта реализация других форм, другого существования на сценической площадке нас всех объединила. Ну а с технической стороны самой главной сложностью было отсутствие собственной репетиционной площадки. Все!(смеется)

— Прежде всего для меня самой постановка данной оперы была экспериментальной: смогу ли я в такой форме соединить спектакль? Ведь здесь синтезировалось несколько различных жанров: драматический спектакль, опера, музыкальная комедия, оркестр, балет.. Ну и если говорить об идейности, то очень хочется чтобы филармония и оркестр звучал именно  в такой театральной форме.

Итак, 20 декабря, при поддержки Министерства культуры, лично министра культуры РК Арины Новосельской и администрации филармонии на сцене  Крымско-татарского театра состоялось новое яркое событие —  премьера  оперы Моцарта «Директр театра». Художником-постановщиком и художником по костюмам  выступил Засл.художник РК и Лауреат Гос. Премии РК Эдуард Кулиш. Было удивительно узнать, что на создание  костюмов, художника вдохновила пуговица. Такая особая пуговица, напоминающая ракушку, в которой можно увидеть множество цветовых и фактурных оттенков.

— В  принципе цветовая гамма постановки, как зачастую бывает в искусстве, подсказывает какой-то образ, предмет, а потом с помощью воображения, профессиональных навыков, ты преображаешь, расширяешь, дополняешь и получается большая вещь. В общей сложности было пошито 12 костюмов, включая балет. За счет этого спектакль получился стильный, ничего не разваливалось, все существовало в одной концепции, а это очень важно. И безусловно музыка Моцарта вдохновляет каждого. Мне повезло прикоснуться к этому великому произведению великого композитора, я считаю это  большим счастьем в моей жизни, — говорит художник-постановщик.

Очень интересно Эдуардом было решено оформление спектакля с помощью многофункциональной, мобильной сцены-трансформера, которая адаптируется к любому сценическому пространству. И, конечно, яркая деталь спектакля — кукла Моцарта.

— Когда мы выводили концепцию спектакля, мы собрались втроем — я, как художественный руководитель и дирижер-постановщик, Светлана Соболь, как режиссер-постановщик, и наш замечательный художник-постановщик Эдуард Кулиш, и каждый изложил свое видение. Потом мы это все собрали, вывели общий знаменатель и получилось, что у нас кукла Моцарта — этот такой символ, который объединяет начало театра. Это  целый образ театра в спектакле, — добавил  Денис Карлов.

Опера «Директор театр» с успехом выдержала два премьерных дня и в ближайшее время планируется ее исполнение в других городах Республики Крым.

— В первую очередь хочу выразить большую благодарность министерству культуры Крыма за поддержку в постановке спектакля, а так же директору Крымской филармонии Олесе Костенко, которая с увлечением и большим энтузиазмом относится к идее популяризации оперного жанра в Крыму. Мы дали хороший старт и будем продолжать развиваться в этом направлении. Уже есть планы на следующий сезон и в скором времени надеемся порадовать публику новой интересной постановкой, — Денис Карлов.

 

rp_0001-1024x675.jpg

Виктория Марченко

архив журнала «Музыкальный журнал» 2017 год