Недавно извлекли из старого диктофона интервью с Заслуженным артистом РФ и просто, невероятно талантливым человеком, Аристархом Ливановым.

Наша встреча произошла преддверии фестиваля «Прометей», который прошел в прошлом году в конце лета. Аристарх Ливанов был в жюри мероприятия и мне удалось с ним переговорить в автобусе, который вез нас в Ялту. Встреча состоялась за несколько дней до «Прометея».

От себя добавлю, меня покорил этот человек своей выдержкой, тактом и конечно же, профессионализмом…

Корр. Аристарх Евгеньевич, скажите, пожалуйста, чем Вас привлекло данное мероприятие, фестиваль каскадеров, почему Вы решили принять свое участие как член жюри, и вообще Ваше отношение к каскадерскому движению?

Л. Я Вам скажу, мы только что вспоминали тут хором, когда мы впервые с Паниным встретились, это было 14 лет назад на его базе «Сетунь» , это было такое единичное знакомство. С каскадерами я дружил на всех фильмах, где мне приходилось делать что-то очень серьезное, мужское, и они меня уважали за то что я практически не прибегал к их усилиям и помощи, я даже могу вспомнить случай, когда за трюк, который не совершил каскадер, приехавший из города Ленинграда на фильме «Людмила», он говорил: «Вот ты сделал трюк, а я сюда приехал зря». Я помню, что он за не содеянное получил 96 рублей, а я — 13,50, потому что мне, как артисту, совершающему трюк, полагалась надбавка полставки. Но это было весело, но не всегда безопасно. Я могу вспомнить, но не буду этого делать, три случая, когда моя жизнь висела на волоске, потому что когда мастер трюка выходит и что-то делает, он в первую очередь этот трюк готовит. Когда актер прыгает с поезда под откос, или садится за руль непроверенного автомобиля (потом выяснилось, что я ехал по горной дороге, а у старой «Волги» не было тормозов – а никто же не проверяет, меня спрашивают: «Ты поедешь?», я говорю: «Ну, поеду…» Водить машину я умею, но то что машина непроверенная, мне же об этом никто не сказал, понимаете.) То, что через месяц я приехал на съемочную площадку, а ко мне все бросились обнимать, целовать и поздравлять, я сначала не понял, почему так объединяет эмоция всех моих друзей, товарищей. А когда они снимали без меня штурм бронепоезда, оказалось, та ручка, за которую я хватался, чтобы на ходу вскочить в идущий мимо меня вагон, она – единственная, которая не оторвалась вместе с болтами, остальные вытащились сами по себе, потому что поезд был сделан в 1905 году, и он стол в Туле на опасном пути, запасном пути и ждал вот этого момента, когда придет пора сниматься в кино, поэтому во-первых, мастера трюков – они знают, что если ты совершишь ошибку, ты можешь распроститься не только с профессией, но и с жизнью, они все проверяют и готовят, тренируются, настраиваются, а наше дилетантское участие в этих делах – оно, во-первых, не застраховано от бед, я уж не знаю, почему эти беды как-то меня обошли стороной, может от того, что я как-то неравнодушен был к спорту в юности, но вот то что мне пришлось и подсматривать за тем, что они делают, и даже как-то перенимать опыт, и внимание к тому что тебе предстоит, я помню, что я прыгал на ходу с идущего КрАЗа, на фильме «Девушка и Гранд» мне пришлось… я прочитал 2 книжки «Как удержаться в седле», с одинаковым названием 2 книжки, 2 разных автора, но когда я сел на коня, он не понял, он не почувствовал, он не знал, что я прочел эти книжки… Единственное, что я запомнил, когда конь начнет козлить, вы представляете – дрыгать задними ногами, чтобы сбросить седока, надо в течение 30 секунд освободить ноги от стремян и покинуть седло. Я покинул седло и вот, несмотря на то, что… я сейчас Вам скажу… 35 лет последствия этой травмы, я настолько ушиб почку, что образовалась гематома, и теперь все спрашивают: «А что за камень у вас в левой почке?». Я говорю: «Это камень благодаря тому, что я почти совершил трюк, я его не должен был делать, но так получилось».

И вот эта взаимная связь, взаимная симпатия сложилась в дружбу, и нынешнее приглашение на этот фестиваль – это продолжение, желание эту дружбу закрепить. Во-первых, есть взаимное доверие и интерес, и у нас уже и с Паниным, с его супругой какие-то такие семейные отношения, я участвую не только в этих мероприятиях, и всегда бываю приглашен, но и в других. Они проводят в Зеленограде фестиваль студенческого фильма, я бывал уже несколько раз в жюри. Это очень интересно, когда ты понимаешь, что у молодежи новый язык, новые формы, новое кино, ты еще можешь это не понимать, но ты уже видишь, и счастлив от того, что ты первый, ростки чего-то нового, что непременно пустит корни в современном кинематографе, и может быть, ты уже этого и не увидишь, не застанешь, но то, что тебе это интересно, это совершенно однозначно. И вот Панин – он занимается не только этим, он занимается еще тем, что он по-моему, более 20 лет при школе создал клуб любителей каскадерского искусства, и воспитывает там не очень поддающихся воспитанию детей, ребятишек, о которых говорят «трудные ребята». Вот эти «трудные ребята», как говорится, готовы учиться на отлично, потому что есть угроза, что если они будут двойки получать, то не будут с ними заниматься. Это великое дело. Вообще, людей таких как Игорь, мало, это люди — Фанаты с большой буквы, это на них держится мир, и общаться с такими людьми надо как можно чаще, что я и делаю.

Корр. А ваше отношение к мотоциклетному движению? Панин совместно с Хирургом «Прометей» проводит.

Л. Я байкеров не очень люблю и побаиваюсь. Я не очень понимаю, почему надо в 3-4 часа ночи по моему тихому бульвару имени Карбышева гонять на мотоцикле, который трещит так, как будто бы началась война. Что за удовольствие будить спящих людей, я не знаю. И чем сильнее трещит этот самокат, тем счастливее этот самый седок — укротитель. Для меня это непонятно, может, я уже живу в другом возрасте. Я помню себя заканчивающим институт, я был тогда очень богатый человек, я уже снялся в фильме в главной роли, и все деньги положил на книжку, я мечтал все эти деньги потратить – купить мотоцикл «Ява»…

Корр. Так Вы тоже почти мотоциклист?)

Л. Нет, я ни разу не был за рулем. Как-то в Таиланде мне пришлось снять на время квадроцикл, это большое было удовольствие. Когда я покинул, потому что были съемки, надо было вернуться в Москву, за руль этого квадроцикла села моя супруга, ныне бабушка, возила даже внучку на заднем сидении, для меня это было просто потрясением. Но в общем, это конечно весело, это здорово, это лихо, и опять же, это люди увлеченные, значит это цельные натуры, это люди, которых можно найти только на страницах Красной книги, потому что порода эта исчезает, так вот, мы — и актеры, и каскадеры, и байкеры – в принципе, люди одной крови, группы крови, поэтому мы и смотрим друг на друга, учимся друг у друга, мы симпатизируем друг другу, и вообще мы люди той породы, на которых можно положиться.

Корр. Что Вы, как член жюри, ожидаете от данного мероприятия?

Л. Вы знаете, я уже задумывался, там же будут разные выступления, и где критерии, по которым надо будет судить, давать оценки. Надо, наверное, исходить из того, как мы, зачем мы приходим в театр, что мы ждем от просмотра фильмов — это надо получить впечатление. Вот чем сильнее впечатление, тем, наверное, больше будет балл. Я знаю, что нас ожидают невероятные вещи, простой человек не сможет сделать ничего подобного из того, что мы увидим на этих состязаниях, поэтому и это хочется увидеть.

Корр. А лично Вам что хотелось бы увидеть? Вы читали, что заявлено?

Л. А я еще не прочитал, я доверяю моим друзьям, мы еще на эту тему будем говорить, поэтому не спешите задавать эти вопросы. Мы окунемся, мы будем соответствовать, мы будем решать. Я, например, уже скоро 20 лет, как член международного жюри Романсиады. Я не хочу сказать, что я певец, исполнитель, я пою, когда душе хочется петь, хотя у меня вот даже здесь флэшка в кармане, думаю, если сегодня придется что-то исполнить эдакое. Тот же романс – это маленькое произведение, где есть начало, есть кульминация, есть финал. Это этюд такой, это крик души, это что-то такое, это миниатюра драматическая, только в изложении ином, с помощью голосовых связок, с помощью голоса и музыки. Поэтому то, о чем я говорю, когда мы обсуждаем какие-то моменты, когда мы ищем победителей и выдаем оценки, оцениваем на Романсиаде исполнителей, к моему голосу прислушиваются. Во всяком случае, я скажу, что первая Романсиада родила… второе место на конкурсе занял Николай Басков. Кто занял первое место – мы не можем вспомнить, потому что так бывает. Мы можем вспомнить, что на фестивале в Сочи Пугачева заняла тоже второе место, а первое место занял такой певец Чемоданов. Вот то, что он занял первое место, это тоже мало кто помнит. Зато наверное тоже за большое такое, непривычное, непостижимое обаяние, за раскованность, за смелость, которая тоже попугивала тогда людей, которые впоследствии стали поклонниками дарования Пугачевой. Вот такое же впечатление производил Коля Басков. Думаю, вот ему 14 лет, а он такой нахальный. Что из него выйдет дальше? Поэтому я найду критерии, по которым можно будет правильно оценить то, что мы увидим 29 числа, меня это совершенно не беспокоит. Главное, чтобы получить удовольствие, получить впечатление, а потом же в споре рождается истина, мы умеем спорить… у нас уже давние-давние-давние отношения, мы уже не только друзья, мы уже, можно сказать, родственники. Но если я скажу, что мы с Голобородьками шесть раз ездили вместе семейно отдыхать в разные страны заграницу – и Греция, и Турция, и Египет, и Италия – все страны даже не вспомнить, это говорит о каком-то доверии, о какой-то привязанности, о глубоких чувствах, понимаете, о едином вкусе, о едином взгляде, поэтому нам и здесь будет хорошо.

Корр. Спасибо!