«Золотая Балка» совместно с Региональной болгарской НКА им. Паисия Хилендарского провели традиционный болгарский праздник «Трифон Зарезан», посвященный обрезке виноградной лозы. Традиционно болгары отмечают его 14 февраля, сплетая воедино христианские и языческие мотивы.  Резать лозу имеют право только мужчины. Они выходят в поле, приветствуют его и благословляют будущий урожай. Корни лозы орошают святой водой и вином прошлого урожая, преломляют хлеб, мясо и от всей души угощаются, поздравляя друг друга. Поют, танцуют и веселятся.

Гости смогли принять участие в старинном обряде, узнать историю праздника, научиться танцевать традиционный болгарский Хоро, плести изделия из лозы и разноцветных лент, принять участие в слепой дегустации в Шампанерии. Без внимания не остались и маленькие гости праздника для которых на детской площадке парка ТерруАрт был организован Лего-Лэнд, а самые сообразительные посоревновались в сборе головоломок.

Мы побывали на этом радостном празднике, прониклись традицией, попробовали вкусные болгарские блюда и даже составили компанию танцующим.

Фотоаппарат  Ольги Бурцевой, да и ее саму заодно, окропили святой водой. 

 


 

Своими корнями праздник, посвященный Трифону Зарезану, уходит в античные времена, когда болгарские земли заселяли племена фракийцев, более всех богов почитавших Диониса — бога вина и виноградных лоз. Пришедшие в 7 веке в северо-восточную часть Балканского полуострова предки современных болгар переняли фракийские традиции виноделия и виноградарства. На языческие традиции в народном сознании наложился впоследствии праздник виноградарей. Это праздник в честь христианского священника Трифона, которого казнили в Никее в 250 году. Согласно легенде, в день казни на все виноградники страны напали насекомые, и виноградари призвали святого Трифона защитить их. По традиции, в этот день подрезали лозы, чтобы получить осенью большой урожай, поэтому святого Трифона в Болгарии и называют Зарезан (Подрезанный). Сейчас День святого Трифона празднуют не только виноградари, но и садовники, огородники и владельцы винных таверн.

14 февраля болгарские хозяйки встают с восходом солнца. Они тушат и обжаривают на сачаке (неглубокой медной сковороде) курицу, начиненную рисом, и наливают в специальный деревянный сосуд — буклицу — домашнее вино. Складывают все вместе с домашним хлебом в новую сумку из шерсти, и хозяин дома, перекинув сумку через плечо, отправляется на виноградники, где уже собираются все остальные мужчины деревни. С этого момента начинается празднование. После Трифона приходит весна, и у виноградарей уже не будет возможности так отдохнуть и собраться в веселой компании. Поэтому на протяжении трех дней в болгарских селеньях стоит дым коромыслом, идет шумное гулянье. На винограднике мужчины осеняют себя крестом, каждый из них берет садовый нож и отрезает три ветки от трех больших виноградных лоз. Затем, вновь перекрестившись, они выливают принесенное с собой вино на лозы. После этого начинаются выборы короля виноградников. Королю возлагают на голову венец из виноградных лоз, через плечо перекидывают виноградную гирлянду. Он восседает на телеге, которую тянут сами виноградари. Добравшись до деревни, эта процессия ходит по улицам, останавливаясь перед каждым домом. Хозяйки выносят вино в белом сосуде и предлагают отпить сначала королю, а затем всем участникам процессии. Остатки вина король выплескивает через плечо под всеобщие крики: «Пусть наш урожай будет богатым! Пусть наш дом будет полной чашей!». Король отвечает: «Аминь». В этот день накрываю богатый стол (Фото: Nikolay Dimitrov — ecobo, Shutterstock) Процессия доходит до дома короля виноградников, где он, переодевшись и оставив венок и гирлянду, усаживается во главе пышно накрытого стола, за который приглашаются все жители деревни. Короля выбирают из зажиточных, чтобы он смог накормить всех в округе. Вино в этот день льется рекой: по поверью, новое вино будет таким же, как то, что подавалось к столу на Трифона Зарезана. На второй день праздника подают более легкую пищу и в большом количестве — компоты и рассол, чтобы мужчины могли прийти в себя после выпитого накануне. Последующие два дня чтят как дающие защиту от волков. Все это время женщины не режут ножницами, чтобы не дать волчьей пасти открыться, не вяжут, не шьют. Они пекут обрядовый хлеб и кусочки его кладут в корм для скота, чтобы защитить от хищников скотину и людей.

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/420/
© Calend.ru


Вика Марченко, Ольга Бурцева, фото Ольги Бурцевой

IMG_9398

IMG_9402

IMG_9405

IMG_9408

IMG_9428

IMG_9434

IMG_9439

IMG_9448

IMG_9454

IMG_9459

IMG_9470

IMG_9495

IMG_9505

IMG_9508

IMG_9519

IMG_9523

IMG_9526

IMG_9535

IMG_9559

IMG_9569

IMG_9604

IMG_9667

IMG_9696

IMG_9712